Программа Галактика

 

ПРОГРАММА

 «ГАЛАКТИКА» 

Цикл игровых занятий по формированию позитивных моделей поведения несовершеннолетних, накоплению ими опыта решения жизненных проблем

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Неумение дружить, общаться, владеть своим эмоциональным состояние, считаться с мнением других людей – это проблемы, характерные для детей и подростков. Желание помочь им не чувствовать себя порой одиноко среди людей, научиться разрешать конфликты и стало поводом к созданию новой программы под названием «Галактика».

          Программа построена в форме игры-путешествия, которая является одной из самых богатых по потенциалу форм и способствует осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций. В основе программы лежит игровая концепция: все игроки – путешественники во Вселенной, Звёздный Десант, призванный освободить планеты от Зла, разлетевшегося по Галактике из Ящика Пандоры. Но, чтобы освободить планеты от Зла, нужно, научиться понимать самих себя и окружающих, разрешать свои проблемы, ставить цель и идти к ней, несмотря на трудности. Этому всему и научит детей наше символическое путешествие.

        Зло и Добро всегда идут по жизни радом. Только поборов в себе те отрицательные качества, которые есть в каждом из нас, мы сможем победить Зло, разлетевшееся по Галактике. Только потрудившись над самим собой, мы станем сильнее и, объединившись в Звёздный Десант, сможем вместе сделать доброе дело. Наше появление в этом мире не случайно, каждый из нас должен оставить свой след – яркий, неповторимый. Каждый из нас – маленькая неповторимая звёздочка, которая, зажигаясь внутренним добрым и ярким светом, несёт добро и свет окружающим людям.

       Галактика огромна, в ней множество планет. Герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери маленький Принц путешествовал в космосе, чтобы найти друзей. Так же, как Маленький Принц и его друг Лис создали между собой прочные узы дружбы, мы создадим в нашей группе сои узы дружбы и взаимопонимания. так же, как маленький Принц, мы научимся различать Добро и Зло, делать правильный выбор в различных ситуациях, с пониманием относиться  к близким, друзьям, одноклассникам. и от этого наши звёздочки будут гореть ещё ярче. Мы создадим Звёздный Круг Друзей Маленького Принца. и те, кому плохо, приближаясь к нам, тоже будут «Зажигаться» светом и теплом.

       Как в любой игровой программе, в «Галактике» действуют свои законы (правила игры и общения), у игроков имеются знаки отличия – именные звёзды (бейджи), «Карта Пути» с названием планет, по которым они путешествуют, «Капсула Проблем», от которых они освобождаются по мере прохождения игрового маршрута, «Путевые Заметки», необходимые каждому Путешественнику во Вселенной для записи впечатлений от прожитого во время занятий Звёздного Дня, Галактический справочник и легенда игры.

      В программе использованы психокоррекционные, психотерапевтические, авторские сказки, сказочные литературные произведения. «лечение» сказками  - сказкотерапия – всё чаще используется специалистами в процессе психологической, педагогической и воспитательной работе с детьми.

     Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в своей книге «Практикум по сказкотерапии» пишет: «В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций»… сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным…»

     Структура каждого занятия (кроме вводных) представляет собой взаимосвязь нескольких этапов. Вход в занятие начинается ритуалом – упражнение «Притяжение», чтобы дети, создавая тесный круг, смогли настроиться на занятие, сплотиться, стать ближе друг другу. Затем следует упражнение - энергизатор для сплочения и активизации группы, перевоплощение в Звёздный Десант (дети надевают звёзды-бейджи), Парад Звёзд (звёзды с именами детей – аватарки – располагаются на экране по кругу на Звёздных Вратах), работа с Картой Пути для повторения и закрепления материала прошлого занятия, чтобы дети вспомнили, от каких проблем они избавились во время прошлого космического путешествия. Следующий этап – основная часть занятия по проблеме данного участка пути (Планеты)- является кульминацией всего занятия и включает в себя разнообразные игровые и неигровые формы и методы: вход в группу через Звёздные Вратана очередную планету, знакомство с содержанием сказки, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, упражнения, выполнение творческого задание и др., освобождение Капсулы от проблем. Затем следует рефлексия по теме пройденного каждым участником отрезка пути: индивидуальная и групповая работа с Путевыми Заметками по содержанию занятия, выход из игры через Звёздные Врата. Занятие заканчивается ритуалом «Возьмёмся за руки, друзья» и перевоплощением.

       Отличительной особенностью программы является использование мультимедийных технических средств. Каждое занятие сопровождается показом компьютерных презентаций, видео- и слайд-фильмов, которые украшают занятие, вызывают у подростков большой интерес, затрагивают их эмоционально, находят отклик в их душах, помогают удерживать их интерес на протяжении всех занятий.

       Идея и концепция игры взяты из книги Куприянова Б.В. «Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей» (учеб. – метод. пособие/ Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман).

        Программа рассчитана на подростков 9-12 лет.

 

 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Цель:

формирование позитивных моделей поведения, накопление опыта решения жизненных проблем.

Задачи:

  • развитие способности соотносить нравственные знания со своим собственным поведением;
  • усиление интереса подростков к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребности к самооценке;
  • коррекция межличностных отношений.

Методы:

 

  • игры;
  • беседы;
  • сказкотерапия;
  • творческая импровизация;
  • коллективно-творческая деятельность;
  • арт-терапия.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование позитивных установок, связанных с поведением подростков.
  • Формирование доброго отношения к окружающим.
  • Повышение самооценки.
  • Формирование не только представления о той или иной проблеме, но и адекватного отношения к ней.
  • Развитие навыков эффективного поведения в соответствующей социальной ситуации.

 

DSC00538 

Фото-0002